Продажа книг на ALIB.RU

Плюшкин-Хаос на Молоток.Ру

четверг, 18 марта 2010 г.

Смена 1984. Любимый город. «УДИВЛЕНИЮ ДОСТОЙНО...»

Смена.1984.Любимый город. «УДИВЛЕНИЮ ДОСТОЙНО...»
СООРУЖЕНИЯ Растрелли в Ленинграде знают все — это Смольный монастырь, Зимний дворец. Екатерининский — в Пушкине. Большой Петергофский, Воронцовский, Строгановский. Их отличают торжественность, пышность, декоративность, столь характерные для стиля барокко, наиболее ярким выразителем которого стал замечательный зодчий.

Строгановский дворец, построенный в середине XVIII века, и на Невской перспективе, и с берега Мойки заметен был тогда издалека. Сегодня надо искать возможность рассмотреть это здание хотя бы с небольшого расстояния: только с правого берега Мойки да с противоположной стороны Народного моста можно увидеть весь объем дворца.
Здание возведено на сравнительно небольшом земельном участке, приобретенном бароном Сергеем Григорьевичем Строгановым в тридцатые годы XVIII века. Сначала было оно небольшим, двухэтажным. Однако первый дом Строгановых просуществовал недолго. Вот отрывок из письма Сергея Григорьевича своему сыну за границу: «Наш петербургский дом сгорел до основания, и на том же месте я начал строить новый, и такой огромный и с такими украшениями внутри и снаружи, что удивлению достойно...»
Сооружение дворца потребовало огромных средств, впрочем, их было достаточно: «именитные люди Строгановы» являлись владельцами уральских солеварен, железоделательных и медеплавильных заводов, обширных земель в миллион десятин по берегам Камы и Чусовой, десятков тысяч крепостных. Так что облик дворца свидетельствовал о могуществе владельцев. Чтобы увеличить площадь застройки, Строганов приобрел и соседний участок на берегу Мойки. Разработку проекта поручил самому прославленному архитектору — франческо Бартоломео Растрелли, для чего было получено специальное разрешение императрицы.
СООРУЖЕНИЕ архитектор создал поистине великолепное. Вот как пишет сам Растрелли: «Число апартаментов составляет пятьдесят комнат, включая большой зал, украшенный штукатурными работами, выполненными весьма искусным итальянским мастером. Кроме того, там имеется галерея, украшенная зеркалами и позолоченной скульптурой, с плафонами в некоторых из этих апартаментов, выполненных итальянскими живописцами.
Большая парадная лестница богато украшена лепниной, железными вызолоченными перилами, сделанными весьма искусно. Два главных фасада украшены прекраснейшей архитектурой... а средний выступающий корпус включает..., колонны композитного ордера, причем между этими колоннами установлены четыре большие статуи, изображающие четыре части света. Наверху этого аван-корпуса большой фронтон, на котором установлены две скульптурные фигуры, а в середине — герб владельца».
Растрелли работал увлеченно, необыкновенно легко. 19 октября 1754 года столичная газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщила о грандиозном бале в новом Строгановском дворце, данном по поводу новоселья. Потрясенные гости с восторгом и изумлением любовались залами, украшенными росписями и золоченой лепкой, отраженными в многочисленных зеркалах. Вечером — фейерверк, всю ночь во дворце играл крепостной оркестр.
Между тем строить здесь было нелегко: дворец возведен на пересечении двух городских магистралей, участок невелик, притом — угловой, вот почему, как отметил Растрелли, он создал два главных фасада, решены которые неодинаково. На фасаде, обращенном к Невскому, выделен центральный ризалит, украшенный пучками колонн и сдвоенными колоннами. Вся композиция завершена фронтоном, где изображен герб владельца: щит, который держат два соболя — символы сибирских земель (в присоединении этих земель к России предки Строганова принимали немалое участие). Лепной декор на фасаде очень разнообразен. Особенно нарядно обрамление центрального окна над аркой: кариатиды, путти, маски... Сложен растительный орнамент в обрамлении круглых окон. Все это дополняет изящный рисунок железных кованых решеток под окнами второго этажа. Боковые стороны фасада акцентированы слабее — только пилястрами. Посмотрите на здание со стороны Невского проспекта. Конечно, за два с лишним века его Пропорции несколько изменились: не виден полностью цокольный этаж, он, как говорят, «ушел в землю», поскольку уровень Невского поднялся. Первый этаж обработан рустом и поэтому кажется массивнее. Здесь располагались служебные помещения с отдельными входами и узкими лестницами для дворовых, обслуживающих дворец, а их у Строганова было около шестисот. Парадные залы — на втором этаже: там высокие окна, и лепка вокруг них сложна и нарядна — львиные маски, медальоны с мужскими профилями... Третий этаж значительно проще, скромнее.
Фасад со стороны Мойки несколько иной — здесь тоже выделен центр, но уже четырехколонным портиком с треугольным фронтоном, на котором повторен герб владельца. Если присмотреться, то станет очевидным, что в сочетании обоих фасадов Растрелли применил ту же композицию, которую с необыкновенным размахом использовал при решении северного и южного фасадов Зимнего дворца, — хотя там, конечно, совсем другие объемы, совсем другой масштаб.
Многие декоративные детали — скульптуры на углах фронтонов, скульптурные композиции, атланты, поддерживающие балкон, утрачены. Их можно видеть только на старинных рисунках и гравюрах. Исчезла и ограда вокруг дворца — череда тумб с цепями.
Откройте дверь в воротах под аркой и войдите во двор: там, справа, первоначально и располагался парадный вход. Из светлого вестибюля лестница, «богато украшенная лепниной», как отметил автор, вела на второй этаж в парадные залы, каждый из которых был своеобразен. Две анфилады во дворце — вдоль Невского и набережной Мойки. Самым торжественным и просторным Растрелли создал Танцевальный, или Белый зал, окна которого смотрят на Мойку: здесь великолепная лепка и плафон работы прославленного мастера декоративной живописи Джузеппе Валериани. Это единственный зал во дворце, сохранивший первоначальный облик. Остальные интерьеры Растрелли были утрачены во время перестройки, которая началась в 1793 году.
В КОНЦЕ XVIII века, когда на смену пышному барокко пришел строгий классицизм, новый владелец, Александр Сергеевич Строганов, хотел видеть свой дворец не только изысканным, но и строгим, более современным. Кроме того, его сын Павел Александрович женился, и для него построили новый трехэтажный корпус во дворе, параллельно Невскому проспекту. Одновременно возвели галерею для коллекции живописи. Все работы по строительству и новому убранству залов поручили Андрею Никифоровичу Воронихину, бывшему крепостному Строгановых, которому в 1786 году подписали «вольную». Архитектор полностью сохранил объем и внешний облик дворца и возвел новые корпуса, повторяя художественные приемы Растрелли. Строения сомкнулись в каре. Небольшой уютный дворик, зеленый и тенистый летом, украсили скульптуры Флоры и Нептуна. В двухэтажном корпусе весь второй этаж заняли картинная галерея и столовая. Особенно талант Воронихина, большого мастера интерьера, проявился при создании галереи.
Коллекция живописи, размещенная в галерее, оказалась поистине бесценной: здесь были представлены восемьдесят семь произведений художников почти всех европейских школ: Рембрандта, Ван Дейка, Тенирса, Г|обер Робера, Гвидо Рени, Тинторетто. Ныне они экспонируются в залах Эрмитажа. Также в числе сокровищ дворца красовались скульптуры Фальконе, Гудона, коллекция миниатюр, гравюр, медалей и монет. Библиотека Строганова считалась одной из богатейших в России: редкие издания, все книги — в роскошных переплетах... Хранилось тут и много уникальных альбомов с рисунками и гравюрами. После революции большую часть этой библиотеки подарили Томскому университету, позднее самые ценные альбомы передали в Публичную библиотеку.» Для коллекции минералов Воронихин создал Минеральный кабинет: в огромных застекленных шкафах хранились книги по горному делу, а на балконе второго яруса — сами камни.
Рядом расположен Арабесковый зал, украшенный живописными панно, за мим — зал Гюбер Робера с картинами этого художника, специально заказанными. В убранстве интерьеров, отличающихся тонкостью и изяществом, Воронихин широко использовал искусственный мрамор разных оттенков — желтый, серый, светло-зеленый, светло-голубой, белый... Все помещение украшают рельефы, аллегорически раскрывающие их назначение.
СТРОГАНОВСКИЙ дворец был одним из центров культурной жизни Петербурга — балы, маскарады, спектакли, концерты итальянской оперы собирали до пятисот гостей, приглашалась петербургская знать, придворные, иностранные дипломаты.
Здесь бывали прославленные русские поэты, писатели, композиторы. Гаврила Романович Державин свое стихотворение «Любителю художеств» -посвятил Александру Сергеевичу Строганову, а Дмитрий Степанович Бортнянский написал к стихам музыку. Первое исполнение этого произведения состоялось во дворце в 1793 году — это была первая русская кантата с ариями и хором. Здесь Денис Иванович Фонвизин на литературном вечере читал в рукописи свою комедию «Бригадир», а Иван Андреевич Крылов — басни. Вместе с Крыловым приходил сюда поэт и переводчик Николай Иванович Гнедич: оба служили в Публичной библиотеке, а Строганов там был первым директором. Позже он стал президентом Академии художеств, и в ту пору особенно часто во дворце можно было видеть живописцев, скульпторов, архитекторов.
Замечательный памятник архитектуры, истории, культуры в 1919 году впервые был открыт как музей. Позднее уникальную коллекцию передали в Государственный Эрмитаж, а во дворце расположились различные учреждения.
Недавно ленинградские реставраторы в Танцевальном растреллиевском зале восстановили уникальный плафон работы Джузеппе Валериани. В дальнейшем предстоит труднейшая работа по реставрации всех парадных залов дворца, где намечено создать экспозицию по истории русского декоративно-прикладного искусства Государственного Русского музея.

Г. КОЗЬМЯН, экскурсовод Ленинградского городского бюро экскурсий
Редактор Т. ФЕДОРОВА

Воскресенье, 4 марта 1984 г., № 56 (1770)


0 коммент.:

Отправить комментарий