Продажа книг на ALIB.RU

Плюшкин-Хаос на Молоток.Ру

понедельник, 22 марта 2010 г.

Вдоль канала Грибоедова. 10 июля 1989 года.

Вдоль канала Грибоедова. Алексей ИВАНОВ. Вечерний Ленинград. 1989 год.Вдоль канала Грибоедова.
Алексей ИВАНОВ
10 июля 1989 года. Вечерний Ленинград.
Сегодня мы отправляемся на прогулку по набережным канала Грибоедова. Этот исторический очерк написал давний автор «Вечернего Ленинграда», активист клуба «Панорама» А. М. Иванов.
Моряк по профессии, человек, влюбленный в наш город, Алексей Михайлович увлекся краеведением и часто писал о Петербурге — Петрограде — Ленинграде. Многие годы он по крупицам собирал сведения о канале Грибоедова — домах на его набережных, о людях, живших и творивших в них, вел поисковую и исследовательскую работу, изучал литературу. Так сложился этот очерк. Тяжелая болезнь не дала возможности автору еще более углубить и расширить материал. Алексей Михайлович, к большому сожалению, уже не увидит на газетной полосе свой труд. .
В конце очерка автор обращался к ленинградцам с просьбой дополнить то, о чем он не смог рассказать. Мы с благодарностью примем каждое ваше предложение, дорогие читатели.
Целый день я сегодня бродил по знакомым местам,
Удивляясь тому, что их вижу как будто впервые...
Эти слова ленинградского поэта В. А. Рождественского как нельзя лучше отвечают теме нашего рассказа. Действительно, есть в нашем городе места, где можно бродить часами, забыв о быстротекущей городской жизни, любоваться красотой, которая нас окружает.
Представьте себе ажурное кружево чугунных решеток, причудливые изгибы канала, проложенного велением Екатерины II по руслу древней речки Кривуши, тяжелые гранитные плиты тротуаров, дома, построенные в прошлом и даже позапрошлом веках; легкие, почти воздушные мосты и мостики, переброшенные через него; живописные спуски к воде... Здесь все полно очарования, все располагает к неторопливому шагу, желанию всмотреться в фасады старинных зданий, попытаться приподнять историческую завесу, скрывающую славные дела наших предков. На набережных канала - каким-то удивительным образом переплелись дела и судьбы всех трех поколений русских революционеров: от декабристов до героев Февраля и Октября 1917-го...

Вдоль канала Грибоедова. Алексей ИВАНОВ. Вечерний Ленинград. 1989 год.

Тут жили Грибоедов, имя которого канал получил в 1923 году, и Гоголь, Достоевский и Балакирев, Каховский и Вера Фигнер, Красин и Лепешинский... По набережным ходили Пушкин и Плеханов, Софья Перовская и Глеб Успенский...
Вытекала речка Кривуша из болота, лежавшего на месте нынешней площади Искусств. В 1840-х годах было решено осушить местность, и Кривушу соединили с Мойкой Конюшенным каналом. Он и стал впоследствии начальным прямолинейным участком Екатерининского канала, ныне канала Грибоедова. В 1764—1790 годах речку углубили, расчистили. На предложение проектировщиков спрямить излучины Екатерина II приказала «чистить по натуральному течению». Руководили работами Ф.-В. Баур, И. Н. Борисов и И. М. Голе-нищев-Кутузов. Так речка Кривуша превратилась в канал.
Излучины речки остались в своих естественных границах, сохранив до наших дней очарование неожиданных поворотов - и живописных пейзажей. Только северная часть канала от реки Мойки, в которой он берет начало, до нынешней улицы Ломоносова не имеет изгибов. Впадает канал в реку Фонтанку в ее нижнем течении. Протяженность канала около пяти километров, ширина — около тридцати двух метров. Набережные неодинаковы по своей протяженности: левая от Ново-Никольского до Пикалова моста сливается с Садовой улицей, а правая от дома 133 6 до площади Репина сливается с проспектом Римского-Корсакова. Через канал переброшен 21 мост.
Известный историк Петербурга XVIII века И. Георги так оценил значение канала для столицы: «Вырыванием сего канала, примечания достойного, возвышена и высушена вся оная сторона, снабжена хорошею речной водою, и живущие по оному пользуются ныне удобностью привоза дров и других потребностей на барках».
У истоков канала Марсово поле — величественная усыпальница героев Февраля и Октября 1917-го...
Не зная имен
всех героев борьбы
за Свободу
кто кровь свою отдал
род человеческий
чтит безименных
всем им в память
и честь :
этот камень
на долгие годы
поставлен.
Священна их память... Вечен огонь их славы, зажженный здесь в дни празднования сороковой годовщины Великого Октября... От этого Вечного огня были зажжены огни Славы в Москве и Волгограде, Севастополе и Одессе, Киеве и Минске, Новороссийске и Керчи, в Туле. Бресте, Мурманске... Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата у Кремлевской стены тоже рожден от священного огня Марсова поля
Канал начинается уникальным в архитектуре и мостостроении Театральным мостом через канал и Мало-Конюшенным через реку Мойку. Построены они были в 1829—1831 годах видными петербургскими архитекторами корпуса горных инженеров полковником Е. А. Адамом и генерал-майором Г. И. Третером. Им же принадлежит архитектурное оформление этих мостов: до сих пор их украшают прекрасные по рисунку чугунные перильные решетки и прелестные фонари-торшеры с шарообразными светильниками.
Название Театрального моста напоминает о том, что неподалеку отсюда, на окраине Марсова поля, в конце XVIII века находился деревянный театр, в котором, кстати сказать, состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», положившей начало русской реалистической драматургии. А название Мало-Конюшенного моста берет начало от здания Главных императорских конюшен, построенных на левом берегу Мойки в 1720—1723 годах архитектором Н. Ф. Гербе-лем и перестроенных в 1810-е годы Л. Руска, а в 1817—1823 годах великим русским зодчим В. П. Стасовым. Центром сугубо утилитарного здания В. П. Стасов сделал надвратную церковь, украсив ее портиком из четырех ионических колонн, Петербуржцы ходили в эту церковь не только молиться, но и для того, чтобы полюбоваться прекрасной хрустальной люстрой, сделанной по рисунку В.П. Стасова.
В 1902 году в том месте, где Конюшенная площадь выходит к каналу, был построен мост-перекрытие, который в мае 1975 года был назван мостом Гриневицкого в память о герое-народовольце, погибшем вблизи от этого места во время исполнения смертного приговора над Александром II.
Игнатий Иоахимович Гриневицкий родился в 1856 году. Осенью 1875 года поступил на механическое отделение Петербургского технологического института. В 1879 году примч-нул к организации «Народная воля». С 1880 года вел революционную пропаганду в рабочих кружках на Выборгской стороне, за что исключен из института. Был одним из организаторов народовольческой «Рабочей газеты» и трудился в ней наборщиком в подпольной типографии, которая находилась на Подольской улице, дом № 41. Принимал самое деятельное участие в подготовке и осуществлении покушения на Александра II. Смертельно раненный бомбой, которой он убил царя, был доставлен в придворный госпиталь, который размещался в доме № 9 по каналу. Находясь в сознании, отказался назвать не только своих товарищей, но и себя. Имя его стало известно только после его смерти.
Сразу за мостом Гриневицкого на левом берегу канала, на том самом месте, где 1 марта 1881 года был убит Александр II, в 1883—1907 годах был построен Храм Воскресения Христова-«на крови», По повелению Александра III в 1881—1882 годах был объявлен конкурс на сооружение этого храма. Он должен был быть построен в чисто русском стиле. На втором туре победу одержал молодой архитектор А. А. Парланд. Интересно, что его консультантом и соавтором был архимандрит Игнатий, настоятель расположенного под Петербургом Троице-Сергиевского монастыря, в миру — И. В. Малышев, учившийся в свое время на архитектурном отделении Петербургской, академии художеств.
Храм построен в том ложно-русском стиле, который прививался в России в связи с националистическими тенденциями: он должен был напоминать храм Василия Блаженного в Москве на Красной площади. Однако автор проекта и его консультант не поняли конструктивного характера этого памятника русской архитектуры, выросшего из северного деревянного зодчества, и использовали лишь ряд декоративных деталей, прилепив их к тяжелому каменному зданию. Отделка здания была дорогой и сложной. Фасады облицовали керамической плиткой, купола — позолоченными медными листами, покрытыми цветной >малью. В отделке храма очень широко была применена мозаика, общая площадь которой составляет 7050 квадратных метров, из которых около сорока процентов находится на фасадах. К работам над эскизами мозаики были привлечены видные петербургские художники В. М. Васнецов, М. В. Нестеров; В. В. Беляев и другие. : Мозаики были выполнены частной мастерской, которую создал выпускник Академии художеств А. А. Фролов.
(Продолжение следует)

0 коммент.:

Отправить комментарий