Продажа книг на ALIB.RU

Плюшкин-Хаос на Молоток.Ру

воскресенье, 21 марта 2010 г.

Смена 1984. Любимый город. ТУЧКОВ БУЯН.

Смена.1984.Любимый город. ТУЧКОВ БУЯН
ПРОЙДЯ ЧЕРЕЗ Тучков мост с Петроградской стороны на Васильевский в остров, свернем налево, на бывшую Тучкову набережную, ныне носящую имя адмирала Макарова. Остановимся у истоков Среднего "проспекта и обратим внимание на противоположный берег Малой Невы. У самой воды, отражаясь в ее зеркале, — желтого цвета здание, состоящее из трех соединенных между собой объемов — среднего и двух боковых. Каждый из двух достаточно высоких этажей разделен еще дважды. И хотя по своей композиции здание напоминает дворцовую постройку, но выполнено оно было с совершенно определенной целью — служить складом для пеньки... В современной литературе о Ленинграде это строение известно как пеньковые склады на Тучковом буяне. Однако и сегодня нет-нет да и промелькнет еще одно название — «Дворец Бирона». НА ПЛАНАХ ПЕТЕРБУРГА XVIII—XX веков обращает на себя внимание совершенно иная, топография этой местности: на Малои Неве показана целая система островов — шесть, которые отделялись от Городского острова течением реки Ждановки, продолжавшейся тогда вдоль нынешнего проспекта Добролюбова до соединения с Кронверкским каналом, окаймляющим Петропавловскую крепость. На одном из островов, находящемся где-то в центре течения Малой Невы, в XVIII веке строились и перестраивались здания пеньковых складов. Место было низкое, заливаемое во время наводнений — вот почему и берег Городского острова получил название Мокруша, а одна из улиц носила название Грязная (ныне улица Яблочкова).

Тучков Буян

Поэтому и построенную здесь раннюю церковь именовали «Успения на Мокруше». А на плане, Петербурга 1914 года показаны уже только два острова - Тучков, или Пенькоаый буян, а на восток от него - Ватный. Затем протоки были засыпаны, перестали существовать и эти острова, слившись с островом Городским. Сегодня, пожалуй, ничто не напоминает о бывшей здесь когда-то водно-островной системе. Гранит выровнял береговую линию. И только учитывая особенность топографии места, можно понять историю строительства зданий на острове, именуемом Тучков, или Пеньковый буян.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАЗВАНИИ. Слово «буян» имеет ряд значений: речная пристань; торговая площадь; рынок; открытое, возвышенное, пустое место. Есть сведения, что поначалу остров звался просто «Буян». Название «Тучков» получил в связи с именем купца — владельца складов леса на берегу Малой Невы. Был выбран остров, чтобы строить амбары или склады для пеньки, — отсюда Пеньковый буян. Место удачное, прежде всего в противопожарном отношении: открытое, изолированное и пустое, что вполне соответствовало понятию «буян». К тому же разместилась здесь и речная пристань для разгрузки пеньки, поступавшей на склады. (Кстати, таких своеобразных «буянов» в Петербурге было несколько: Пеньковый, Сальный, Масляный, Винный... Находились они в разных районах города и размещались в большинстве случаев действительно на изолированной территории, огороженной каналами. Перестали существовать лишь в начале XX века. Иногда склады, где хранились различные виды товаров, назывались «буянные амбары»).
Ранние сведения о пеньковых амбарах встречаются в «Реестре» работ, выполненных Доменико Трезини к 1724 году, где он упоминает о «кладовых амбарах» на Васильевском острове. Позже, имея в виду эти же постройки, Джузеппе Трезини, племянник и зять Доменико, называет их «кладовыми амбарами», или «пеньковыми». Располагались амбары тогда на Васильевском острове, на берегу Малой Невы, — там, где мы остановились, чтобы увидеть здание на Тучковом буяне. Очевидно, тогда же возникли и ранние склады на острове. Известно, что далее строительные работы велись здесь и в царствование Анны Иоанновны. В 1761 году произошел пожар, и склады значительно пострадали. Дальнейшие строительные работы на острове связаны с именем военного инженера Леденёва. Затем Риналь-ди дорабатывает проект, а закончено сооружение складов было в 1772 году.
На плане Петербурга той поры мы видим два П-образных здания, словно вставленных одно в другое, открытой частью обращенных к Городскому острову. Достаточно нарядный облик здания позволил его называть «Дворцом пеньки». Центральная часть сооружения — помещение весов — была украшена решеткой с гербом Государства Российского. Наверху помещался ряд канцелярий, прокуратура торговых дел. Сзади здания шел так Называемый «шоф» — род амбара или длинного помещения (для витья канатов). Боковые корпуса являлись собственно складами, о чем свидетельствует и их планировка. Очевидно, за образец брались старинные амбары, которые, как говорится в одном из старых словарей, «строятся на открытом месте, дверями и окнами на север, должны быть по возможности холодны, сухи и хорошо проветриваемы». Боковые лестницы ведут в Важню (помещение весов), а далее по галерее можно было пройти в складские помещения. Известно, что с внутренней стороны П-образного здания проходила открытая аркада. Крыша первоначально была более высокой, что придавало сооружению завершенность и целостность.
Ну а при чем тут «Дворец Бирона»? Вряд ли это место среди складских и портовых построек могло привлечь фаворита императрицы Бирона для строительства дворца. Кстати, Бирон жил в непосредственной близости от особняка Апраксина (на месте Зимнего дворца), где поселилась Анна Иоанновна, когда столица возвратилась в Петербург. Можно лишь думать, что Бирон, один из самых влиятельных людей той поры, имел прямое отношение к этому своеобразному дворцу пеньки — и руководил строительством, и участвовал в торговых операциях, которые определяли тогда экономическую политику государства. Название «Дворец Бирона» могло быть условным, однако придавало зданию некоторую таинственность — вот почему и укрепилось прочно в народной памяти...
В ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННЫЕ годы встал вопрос об использовании этого уникального здания. Возникла мысль разместить в нем Дворец искусств или музей Старого Петербурга. В 1910 году Общество архитекторов объявило конкурс на застройку территории Тучкова буяна зданиями для выставок и съездов. Предлагалось историческое здание пеньковых складов сохранить и приспособить под музей, также предусматривались устройство набережной и засыпка протоков. Территория соседнего Ватного острова тоже должна была включаться в застройку... Лучшим был признан проект Дубинского. В 1913 году Городская Дума заказала проекты «урегулирования» этой части города архитекторам Дубинскому, Фомину и Мунцу. На обширной территории предполагалось создать комплекс крупных общественных сооружений (закрытый стадион, выставочные залы; манежи, здания съездов, музей).
Однако проекты осуществления не получили. На плане Петербурга 1914 года облик этого района остается в основном прежним. Правда, река Ждановка, изменив свое направление, соединилась у восточной оконечности Петровского острова с Малой Невой. На бывшей островной территории расположился городской древесный питомник.
Но остров Тучков буян, равно В как и соседний Ватный, еще продолжал существовать.
И в первые послереволюционные годы этот район тоже привлекая внимание. Существовал проект создания на Ватном острове «первых районных терм Петрограда». Они должны были представлять собой некое подобие спортивного районного клуба, конкурс на который был закончен в декабре 1920 года. Задуман был остров-стадион со зданием терм, то есть бани, душевые, бассейн. Здесь же предусматривался и стадион с трибунами для зрителей. Первой премии оказались удостоенными архитекторы Троцкий, Тверской, Бурышкин. Облик задуманных терм нам известен: строение по своей композиции должно было напоминать Адмиралтейство — дугообразное, с портиками по фасаду и шпилем в центре. Высказывались -идеи использования и исторического здания на буяне. Однако все это тогда не было осуществлено.
И ВСЕ-ТАКИ идея создания здесь общественно-культурного и спортивного центра реализовалась. На восточной оконечности Петровского острова в середине 20-х годов поднялся стадион имени Владимира Ильича Ленина, капитально реконструированный к Олимпиаде-80. Затем был построен Дворец спорта «Юбилейный». К сожалению, авторы этого своеобразного спортивного сооружения не учли соседства с Тучковым буяном, который сегодня увидеть, увы, можно только со стороны Васильевского острова: с проспекта-Добролюбова он совершенно скрыт зеленью деревьев, разросшихся вокруг «Юбилейного».
Ныне уже никто не сомневается в художественной и исторической ценности постройки на Тучковом буяне, здание находится под охраной государства, однако снова, вероятно, стоит поставить вопрос об его общественном использовании. Уникальная постройка должна быть доступна широкому кругу почитателей архитектуры Ленинграда.
И. ЛИСАЕВИЧ, кандидат архитектуры

0 коммент.:

Отправить комментарий