Продажа книг на ALIB.RU

Плюшкин-Хаос на Молоток.Ру

воскресенье, 21 марта 2010 г.

Смена 1984. Любимый город. «ТВОИХ ОГРАД УЗОР ЧУГУННЫЙ...»

Смена.1984.Любимый город.«ТВОИХ ОГРАД УЗОР ЧУГУННЫЙ...»
УДИВИТЕЛЬНО разнообразные по рисунку садовые ограды, балконные решетки, перила набережных и мостов, кронштейны и фонари являются неотъемлемой частью архитектурного облика Ленинграда. Четко просматривающиеся на фоне зеленой листвы и фасадов зданий летом, в изморози — зимой, блестящие при свете фонарей дождливыми осенними вечерами они придают ему какое-то особое очарование. Не случайно поэты и писатели с давних пор и до наших дней, воспевая неповторимую красоту города на Неве, обращали особое внимание на это своеобразное металлическое кружево. «Создание этого дивного города, да и вообще вся жизнь его необычны и пленительны, — подчеркивал Всеволод Иванов. — Всякий, кто был в нем, кто читал о нем, кто видел о нем картины, для кого он мерцает сквозь строки пушкинских стихов, — тот не забудет его никогда. Рано я узнал вкус этих строк: «Твоих оград узор чугунный...» ПЕРВЫЕ КОВАНЫЕ железные ограды в Петербурге и его окрестностях, как правило, выглядели очень скромно. К середине XVIII века ограды и балконные решетки становятся все более нарядными, что соответствовало общему развитию русской архитектуры того времени, стилю барокко. В результате побед, одержанных в Северной войне, и реформ петровского времени Россия вышла в число сильнейших держав Европы. Наступило время бурного расцвета русской национальной науки и искусства. В красочных, полных жизнерадостности и праздничности архитектурных формах Смольного монастыря, Зимнего дворца, дворцов Петергофа и Царского Села звучала тема триумфа, величия и могущества России. Нарядный ажурный абрис оград и балконных решеток, особенно выполненных по рисункам Растрелли, еще более усиливял пышность архитектурного облика этих величественных сооружений.


В последней четверти XVIII столетия в связи с большими градостроительными работами — постройкой многочисленных усадеб, созданием гранитных набережных и т. д. — в Петербурге появилось много интересных, и разнообразных оград, выполненных по проектам Фельтена, Старова, Кваренги... В этот период в русской архитектуре на смену пышному стилю пришел сдержанный и строгий классицизм, в котором величие и монументальность органически сочетались с благородной простотой. И ограды тоже стали более строгими, четкими. Среди работ этого периода — всемирно известная ограда Летнего сада, созданная Фельтеном, с восторгом принятая современниками. «Взгляните на решетку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов! Какая легкость и стройность в её рисунке!» — восхищался Батюшков.
Ахматова писала:
Я к розам хочу,
В тот единственный сад,
Где лучшая в мире
Стоит из оград...
Совершенно по-особому смотрится ограда из Леткего сада — на фоне Невы и панорамы города. Недаром Всеволод Рождественский восклицал:
О, Фельтен! Как дивятся поколенья
Твоей решетке (век она жива!).
Когда сквозь тонко связанные звенья
Просвечивает сизая Нева...
В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX века в застройке и развитии Петербурга особое внимание уделялось созданию архитектурных ансамблей, где важным элементом явилось художественное чугунное литье. По проекту Воронихина была отлита решетка сквера у Казанского собора, по проекту Росси — ограда бывшего Михайловского дворца (ныне здание Государственного Русского музея) и другие. В это же время в городе строилось много новых мостов - для них создавались разнообразного рисунка решетки и фонари. На зданиях все чаще устраивались балконы, также украшенные решетками, многие из которых стали подлинными произведениями искусства.
В 1833 году в статье «Об архитектуре нынешнего времени» Гоголь размышлял: «Покамест висящая архитектура только показывается в ложах, балконах и в небольших мостиках. Но если целые этажи повиснут, если перекинутся смелые арки, если целые массы вместо тяжелых колонн очутятся на сквозных чугунных подпорах... какую легкость, какую эстетическую воздушность приобретут тогда дома наши!» Не прошел мимо того нового, что появилось в архитектурном облике города, и Лермонтов:
Из мрамора волнистого колонны
Кругом теснились чинно, и балконы
Чугунные воздушною семьей
Меж них гордились дивною резьбой...
В композиции оград, балконных решеток и фонарей этого периода часто можно увидеть изображения воинских атрибутов и символов славы: лавровых венков, щитов, мечей, копий, что очень характерно именно для начала XIX века, когда после победы России в войне 1812 года в русском искусстве, в частности в архитектуре, особенно выразительно зазвучала патриотическая тема. Авторы произведений художественного литья языком своего искусства напоминали о замечатель: ных подвигах русских воинов, овеянных, по словам Пушкина, «вечной памятью двенадцатого года». Эти особенности ярко проявилась в рисунке ограды здания Государственного Русского музея, в архитектурно-художественном оформлении 1-го Инженерного, 1-го Садового, Нижне-Лебяжьего мосто»; С темой русской военной славы связана и ограда Преображенского собора, созданная, как и собор, по проекту архитектора Стасова, в которой использованы стволы трофейных турецких орудий, поставленные дулами вниз.
В РИСУНКАХ ОГРАД, решеток мостов и балконов, выполненных в середине XIX века, уже нет той четкости и строгости; они стали более сложными. Шли поиски иных архитектурных форм. В связи с бурным развитием капитализма в России и возникновения новых общественных учреждений — банков, гостиниц, зданий акционерных обществ, крупных магазинов — потребовались совершенно новые типы зданий. В это Время русские архитекторы нередко обращались к различным стилям прошлого (готике, барокко, различным элементам восточной архитектуры и т. д.). Среди художественных работ в металле, созданных тогда, выделяются творения Штакен-шнейдера: балконные решетки дома № 41 по Невскому проспекту (бывшего дворца Бело-сельских-Белозерских) и Дворца Труда (бывшего Николаевского дворца), а также ограда Дворца Труда.
Поиски новых форм в искусстве привели к возникновению в конце XIX — начале XX века нового художественного стиля, получившего название модерн. Теперь художественные работы в металле отличали плавные изгибающиеся линии в сочетании с изображениями растений, цветов Модерн в Ленинграде представлен очень широко: это металлические детали Дома книги (бывшего торгового дома компании «Зингер») на Невском проспекте, построенного по проекту Сюзора; ограда Детского парка имени 9-го Января на проспекте Стачек, созданная Мёльцером для сада у Зимнего дворца и перенесенная на новое место в двадцатые годы, и многое другое.
ТЯЖЕЛЫЕ ГОДЫ гражданской войны и экономической разрухи на время приостановили создание художественных произведений из металла. Вновь советские архитекторы обратились к нему, как декоративному материалу, в тридцатые годы. Среди работ этого периода можно, например, назвать решетку перил Дворцового моста, выполненную по рисункам Носкова.
После Великой Отечественной в образе многих ленинградских оград появились звезды, пики, лавровые венки — так, продолжая традиции славных мастеров прошлого, наши архитекторы стремились увековечить память о победе советского народа над фашизмом. Ленинград — город морской славы, и об этом напоминает решетка с трезубцами Нептуна не мосту Строителей, осуществленная Носковым и Арешевым. Причем, работая над созданием решеток мостов, фонарей и оград для старой части города, наши земляки сумели органически включить их в исторически сложившийся облик старого Петербурга: вспомним хотя бы перила Иоанновского моста, выполненные по мотивам решеток пушкинской эпохи. А фонари этого моста являются копией старинных фонарей в начале Кировского проспекта, сохранившихся с 1830 годов... В новых же кварталах работы в металле отличаются простотой и четкостью, что соответствует простоте и рационализму современной архитектуры.
ПРЕКРАСЕН УЗОР ленинградских оград. Он так же неотделим от облика города, как его шпили, мосты, гранитные набережные... Недаром сказал поэт:
Простор Невы, белеющие ночи,
Чугун решеток, шпили и мосты...

Г. БУНАТЯН.
экскурсовод Ленинградского городского бюро экскурсий

Решетка Летнего сада.
На набережной Мойки.
в Фрагмент ограды дома № 5 по улице Халтурина.
Фото А. Николаева

0 коммент.:

Отправить комментарий