Продажа книг на ALIB.RU

Плюшкин-Хаос на Молоток.Ру

воскресенье, 21 марта 2010 г.

Смена 1984. Любимый город. ПОМНИТ ДОМ ГАРШИНА

Смена.1984.Любимый город.ПОМНИТ ДОМ ГАРШИНА
В «Смене» № 67 от 20 марта 1986 года была опубликована - статья Л. Бройтман «На углу Большой Садовой и Екатерингофской», которая, на мой взгляд, нуждается в дополнении.
В 70-х -годах XIX века в этом же доме (улица Садовая, 51) жил и работал писатель Всеволод Михайлович Гаршин. Впервые он побывал здесь в 1875 году, когда, вернувшись с каникул, остановился на несколько дней у своего друга художника М. Е. Малышева, жившего по этому адресу в «меблированных комнатах Крачковского». Затем снял себе комнату на Васильевском острове. Вернувшись в Петербург после турецкой войны и ранения, уже опубликовав свой рассказ «Четыре дня», принесший ему известность, Всеволод Михайлович в 1878-м сиял комнату в этом доме (Б. Садовая, 51, кв. 10, комната 12) опять вместе с Малышевым. Он. писал тогда: «Здесь, в комнате, где я пишу это письмо, думаю засесть по крайней мере на годы... Комната у меня хорошая (я плачу за нее только 5 р. доплаты). Купил я себе стол простой, большой, обтянул клеенкой, и так славно теперь, даже аристократично. Лампа тоже очень хорошая. Кормят отлично. Словом, я достиг того, что мне не хочется уходить из дому, как бывало прежде...» В том же письме Гаршин просит мать выслать ему любимую чернильницу. По воспоминаниям одного из знакомых, «комната его... была чиста и уютна: по некоторым мелочам сразу видна была его любовь к искусству...»
Здесь Всеволод Михайлович прожил два года и написал произведения, составившие первый том собрания его сочинений: «Происшествие», «Трус», «Встреча», «Художники», «Денщик и офицер», «Ночь».
Всеволод Михайлович Гаршин. Б. Садовая, 51

Типичный доходный дом, где поселился Гаршин, тогда принадлежал некоему Яковлеву. Позднее Всеволод Михайлович описал это здание в повести «Надежда Николаевна», поселив там одного из героев — художника Гельфрейха: «Он жил на Садовой, в огромном, снизу доверху набитом жильцами доме, занимавшем почти целый квартал между тремя улицами. Наиболее аристократическая часть дома, выходившая на Садовую, была занята меблированными комнатами отставного капитана Грум-Скжебицкого, отдававшего свои довольно грязные и довольно большие комнаты начинающим художникам, небедным студентам и музыкантам. Таков был преимущественный состав жильцов сурового капитана, строго наблюдавшего за благочинием своего, как он выражался, «отеля»...»
Другой герой повести «поднялся по витой чугунной лестнице и вошел в коридор. Из-за первой двери слышались беглые пассажи скрипки, немного дальше завывала виолончель, а где-то в конце коридора гремел рояль...»
Столь творческий период жизни Всеволода Михайловича закончился трагически. В феврале 1880-го студент Млодецкий стрелял в фактического диктатора России графа Лорис-Меликова, был схвачен и приговорен к смертной казни. Это сообщение сильно взволновало Всеволода Михайловича, и в ночь накануне казни он сам пошел к Лорис-Меликову просить, чтобы тот помиловал Млодецкого. Лорис-Меликов обещал пересмотреть, дело, но на следующий день Всеволод Михайлович узнал, что казнь свершилась.
От потрясения начала обостряться давно мучившая Всеволода Михайловича болезнь. Пытаясь , успокоиться и рассеяться, писатель отправился в путешествие: побывал, в частности, в Ясной Поляне и беседовал с Львом Николаевичем Толстым. Но скоро болезнь надолго прервала его нормальную жизнь и творчество. Вернувшись впоследствии в Петербург, Гаршин жил уже в других местах.
Жизнь писателя сложилась так, что ему нигде не пришлось останавливаться по долгу. В доме на Садовой он находился дольше всего и больше всего сделал. Пожа луй, именно здесь, на стене дома № 51 по Садовой улице стоит установить мемори альную доску в память о Все володе Михайловиче.

А. ГАРШИН, кандидат технических наук

0 коммент.:

Отправить комментарий