Продажа книг на ALIB.RU

Плюшкин-Хаос на Молоток.Ру

суббота, 20 марта 2010 г.

Смена 1984. Любимый город. «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОМ»

Смена.1984.Любимый город.«ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОМ»
ДОМ КУПЦА Лопатина, стоявший на углу Невского и набережной Фонтанки, петербуржцы в середине XIX века часто называли «литературным - домом». Ныне это дом 68/40 по Невскому проспекту, отмеченный мемориальной доской с именем Виссариона Григорьевича Белинского. Во время Великой Отечественной сюда попала фашистская бомба, и уже после войны, в 1947 году, разрушенное здание при восстановлении было реконструировано по проекту архитектора Игоря Ивановича Фомина.
Построенный в конце XVIII века, он в 30-х годах следующего столетия стал одним из самых больших доходных домов в Петербурге: Лопатин пристроил сюда здание со стороны Фонтанки, появились постройки во дворе, и домохозяин сдавал в наем восемьдесят квартир. В 1837 ГОДУ ЗДЕСЬ жила замечательная русская актриса Варвара Асенкова, у которой часто собиралась петербургская молодежь, увлекавшаяся театром и литературой. Восемнадцатилетняя Асенкова, дебютировавшая на сцене Александрийского театра, сразу покооила публику своим удивительным талантом. Николай Алексеевич Некрасов в посвященном ей стихотворении писал:
....... занавесь взвилась,
Толпа угомонилась —
И ты на сцену в первый раз,
Как светлый день, явилась.
Театр гремел: и дилетант,
И скептик хладнокровный
Твое искусство, твой талант
Почтили данью ровной.
И в водевилях, и драматических спектаклях Асенкова поражала современников каким-то особым обаянием, эмоциональностью, одухотворенностью. Среди ее ролей — Мария Антоновна в «Ревизоре», Софья в «Горе от ума», Офелия в «Гамлете»... Однако почти ежедневные выступления, постоянное разучивание двух-трех новых ролей — все это в конце концов подорвало здоровье молодой актрисы: в 1841 году, в возрасте двадцати четырех лет, она умерла от чахотки... Многолюдные похороны Асенковой были похожи на политическую демонстрацию...

В 1842 году в доме Лопатина поселился писатель Иван Иванович Панаев со своей женой Авдотьей Яковлевной, позже ставшей тоже писательницей, автором интересных воспоминаний о русских литераторах и артистах. Жил здесь тогда и редактор «Отечественных записок» Андрей Александрович Краевский...
В ТОМ ЖЕ 1842-м в этот дом . переехал выдающийся литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский, сменивший затем здесь несколько квартир: выбирал наиболее дешевую. Приятель Белинского, переводчик Николай Николаевич Тютчев, поселившийся в этом же доме чуть позже, рассказывал о последней квартире критика на втором этаже: «Более просторная комната о двух окнах служила ему кабинетом, направо от окон стояли его письменный стол и конторка. Стена перед столом была покрыта целою группою портретов, отчасти лиц исторических, отчасти близких знакомых... Остальные стены кабинета были обставлены простыми открытыми полками, на которых помещалась его библиотека, богатая преимущественно по части русской истории и русской словесности... У него было много цветов и растений, за которыми он всегда сам ухаживал с особенной любовью и старательностью».
В доме Лопатина Белинский писал о крупнейших авторах, здесь создавал годовые обзоры русской литературы, здесь начал работать над циклом статей, посвященных творчеству Александра Сергеевича Пушкина. В его произведениях, печатавшихся на страницах журнала «Отечественные записки», литературные и философские идеи были неразрывно связаны с идеями революционными. В эти годы имя Белинского стало знаменем передовой России, а его квартира в доме Лопатина превратилась в своеобразный идейный центр Петербурга. Здесь часто можно было встретить Николая Алексеевича Некрасова, Павла Васильевича Анненкова — известного публициста и литературного критика, Михаила Александровича Языкова — друга Белинского, директора императорского стекольного завода, всегда проявлявшего большой интерес к литературе и искусству, поддерживающего многих начинающих писателей. Сюда специально, чтобы познакомиться с критиком, пришел однажды Иван Сергеевич Тургенев.
С весны 1845 года в этом доме стал бывать Федор Михайлович Достоевский. «Вам правда открыта и возвещена, как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным, и будете великим писателем!..» — взволнованно говорил выдающийся критик молодому автору, прочитав рукопись романа «Бедные люди». Через много лет в «Дневнике писателя» за 1873 год Достоевский рассказывал: «Я вышел от него в упоении. Я остановился на углу его дома, смотрел на небо, на светлый день, на проходивших людей, и весь, всем существом своим ощущал, что в жизни моей произошел торжественный момент, перелом навеки, что началось что-то совсем новое, но такое, чего я не предполагал тогда даже в самых страстных мечтах моих... Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни. Я в каторге, вспоминая ее, укреплялся духом. Теперь еще вспоминаю ее каждый раз с восторгом...».
ПОЗДНЕЕ В ДОМЕ Лопатина жили и Иван Сергеевич Тургенев, и Дмитрий Иванович Писарев... А в бурные дни революции 1905 года здесь размещалась редакция первой легальной большевистской газеты «Новая жизнь». Владимир Ильич Ленин, до ноября 1905 года находившийся в Женеве и оттуда осуществлявший руководство партией, 26 октября 1905 года писал в Россию: «Руководить партией при теперешнем невероятном росте движения можно только печатью». Легальная газета давала возможность открыто осуществлять идейное руководство трудящимися массами, сплачивать их под большевистскими лозунгами. ' Несмотря на обещанные . царским «Манифестом» 17 октября «свободы», большевики не смогли получить разрешение на издание своей газеты. Тогда они обратились к поэту Николаю Максимовичу Минскому, имевшему необходимое разрешение Главного управления по делам печати.
Непосредственными организаторами «Новой жизни» были находившиеся в России члены ЦК партии Леонид Борисович Красин, Александр Александрович Богданов и Петр Петрович Румянцев. Большой вклад в это дело внес опытный конспиратор Максим Максимович Литвинов, живший в Петербурге под именем инженера Ница: он стал заведующим конторой газеты. Немало помог и Максим Горький. Когда 8 ноября в Петербург из эмиграции возвратился Ленин, он сразу же возглавил руководство газетой. «Новая жизнь» фактически стала центральным органом РСДРП, ее тираж доходил уже до 80 тысяч экземпляров.
Здесь, в редакции, 27 ноября 1905 года произошла первая встреча Горького с Лениным, во многом определившая дальнейшую общественную позицию великого писателя. Мария Федоровна Андреева рассказывает в своих воспоминаниях:
«Ленин вышел к нам навстречу из каких-то задних комнат и быстро подошел к Алексею Максимовичу. Они долго жали друг другу руки. Ленин радостно смеялся, а Горький, сильно смущаясь и, как всегда при этом, стараясь говорить особенно солидно, басистым голосом, все повторял подряд: — Ага, так вот вы какой... Хорошо, хорошо! Я очень рад, очень рад!..»
«Новая жизнь» просуществовала немногим более месяца: из двадцати семи номеров пятнадцать было конфисковано и уничтожено, и 2 декабря царское правительство закрыло газету. Последний, 28-й, номер вышел 3 декабря уже нелегально.»
Г. БУНАТЯН,
экскурсовод Ленинградского городского бюро экскурсий

0 коммент.:

Отправить комментарий