Продажа книг на ALIB.RU

Плюшкин-Хаос на Молоток.Ру

воскресенье, 21 марта 2010 г.

Смена 1984. Любимый город. Здесь жили Гоголь и Мицкевич .

Смена.1984.Любимый город.
Здесь жили Гоголь и Мицкевич

Жаль, что Иохим не дал напрокат кареты, а хорошо бы, черт побери, приехать домой в карете... Как бы, я воображаю, все переполошились: «Кто такой, что такое?». А лакей выходит: «Иван Александрович Хлестаков из Петербурга, прикажете принять?»
Иохим, о карете работы которого мечтал герой знаменитой комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», — реально существовавшее лицо. Известный в Петербурге 20х — 30-х годов XIX веда мастер каретного дела Иоганн - Альберт Иохим владел домами на Мещанских улицах столицы. Иохиму принадлежал дом на Большой Мещанской (сейчас № 39 Но улице Плеханова). Четырехэтажный, с фронтоном, тремя балконами в третьем этаже, дом сохранился с небольшими изменениями до наших дней. На фасаде его мемориальная доска: «Здесь жил великий польский поэт Адам Мицкевич с апреля 1828 года по 15 (27) мая 1829 г.».


В ЭТОМ -ДОМЕ Адам Мицкевич прожил более года. Это было последнее и самое длительное пребывание поэта в Петербурге. К моменту приезда сюда Мицкевич был уже широко известен в России. Позади — учеба в Виленском университете, шестимесячное тюремное заключение за участие в соЗдании и деятельности патриотических кружков революционной польской молодежи и первое знакомство с Петербургом, куда его направили «для распределения на службу в далеких от Польши губерниях».
Мицкевич сблизился с кругом петербургских литераторов. Из дома Иохима он часто отправлялся на Невский, в здание Публичной библиотеки, к Ивану Андреевичу Крылову; или в Зимний дворец — летам жил поэт Василий Андреевич Жуковский; или на Загородный — к поэту Антону Антоновичу Дельвигу (сейчас ,дой; № 1 по Загородному проспекту).
Но главное — период жизни Мицкевича в этом доме был периодом сближения с Пушкиным. Пушкин жил тогда в гостинице Демута — сейчас участок дома № 40 по набережной Мойки — и не раз принимал там Мицкевича. Например, 30 апреля 1828 года Александр Сергеевич устроил в гостинице вечер в честь польского поэта, о котором Петр Андреевич Вяземский писал жене: «Третьего дня мы провели вечер и ночь у Пушкина... Мицкевич импровизировал... и поразил нас... силою, богатством, поэзиею своих мыслей... Удивительное действие производит эта импровизация. Сам он был весь растревожен, и все мы слушали с трепетом и слезами». Выбор темы для импровизации был знаменательным: «Дружба народов». Пушкин впоследствии писал о Мицкевиче:
Он говорил о временах грядущих,
Когда народы, распри позабыв,
В великую семью соединятся...
Оба поэта часами ходили по Петербургу, много спорили о Петре, о городе, им созданном, который, несмотря на пришедшую здесь славу, на друзей, полюбить Мицкевич так и не смог. Петербург воспринимался им прежде всего как оплот самодержавия. Да, Мицкевичу здесь, под постоянным жандармским надзором, было тяжело. Из дома на Мещанской он часто выходил навестить своего близкого друга — известную польскую пианистку Марию Шимановскую. В доме Пеньтешева, где жила Шимановская (сейчас дом № 15 по улице Ракова), он находил отдохновение и покой. Концерты и балы - маскарады, устраиваемые там; веселые препирательства с Целиной, дочерью Шимановской, почти ребенком с огромными черными глазами (через шесть лет она стала женой Мицкевича); пригласительные билеты в сказочном духе — все эти развлечения, а также серьезные беседы помогали ему забыть о своем положении ссыльного, о невозможности вернуться на родину, в Польшу. Мицкевич неустанно хлопотал о разрешении выезда из России, и в марте 1829-го наконец-то удалось получить заграничный паспорт.
Стал спешно готовиться к отъезду. «Санкт - Петербургские ведомости» объявляли о предстоящем отъезде за границу «Адама Мицкевича, 12 класса, спросить в Большой Мещанской, в доме Иохима, под № 78». Здесь 13 мая друзья собирали его в дорогу...
Вскоре после отъезда из России Мицкевич писал Марии Шимановской, что он многое бы отдал за то, чтобы «вновь выгрузиться на Английской набережной, обосноваться в доме Иохима и с ложкой в кармане непрошенный позвонить в доме Пеньтешева». Но не суждено было Мицкевичу снова увидеть Петербург. Дом Иохима на Большой Мещанской стал последним его домом в России.
В ТО ВРЕМЯ, как Мицкевич уже готовился покинуть дом Иохима, в нем в апреле 1829 года "Поселился Гоголь, всего несколько месяцев назад впервые приехавший в столицу. Он писал матери: «Я живу на четвертом этаже на Большой Мещанской, в доме каретника Иохима... Дом, в котором обретаюсь я, содержит в себе 2-х портных... сапожника, чулочного фабриканта, склеивающего битую посуду... кондитерскую, мелочную лавку, магазин сбережения зимнего платья, табачную лавку и, наконец, привилегированную повивальную бабку».
Здесь, в демократическом квартале, столицы. Гоголь с жадностью присматривался к жизни обитателей Большой Мещанской — улицы, которую он назвал потом «улицей табачных и мелочных лавок, немцев - ремесленников и чухонских нимф». В прогулках по городу, в наблюдениях за жизнью столицы уже рождался писатель, «Петербург, — писал Гоголь матери из дома Иохима, — вовсе не похож на прочие столицы европейские или на Москву... Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их».
Уже тогда, живя в доме Иохима, Гоголь видел Петербург прежде всего как город канцелярский, чиновников и департаментов. Пройдет время, и он с потрясающей силой передаст свое ощущение города, его социальной сущности в повестях «Невский проспект», «Шинель», «Записки сумасшедшего»... А пока жизнь в столице для одинокого ,и небогатого провинциала была очень трудной.
В доме Иохима будущему писателю пришлось испытать нужду и отчаяние. В июне 1829-го Гоголь решился издать свое первое произведение, не очень совершенное, однако с ним было связано столько мечтаний! Под псевдонимом «В. Алов» он издал поэму «Ганц Кюхельгартен», которая была встречена насмешками петербургских критиков. Тогда автор снял на один день номер в гостинице «Неаполь» — она находилась поблизости, на углу Екатерининского канала и Вознесенского проспекта, в доме Мюссарда (сейчас участок дома № 79/23 по проспекту Майорова), забрал у книгопродавцов экземпляры поэмы, перенес в гостиницу вместе со своим слугой Якимом и сжег. Разочарование было очень сильно, и Гоголь решается уехать за границу.
Из дома на Большой Мещанской Гоголь уехал в июле 1829-го в свое короткое путешествие. У него еще все было впереди: блестящий успех «Вечеров на хуторе близ Диканьки», работу над которыми начал уже здесь, в доме Иохима; долгожданная встреча с Пушкиным; создание петербургских повестей; шумная премьера «Ревизора» на сцене Александрийского театра... И, безусловно, время, прожитое в доме Иохима, не прошло бесследно для Гоголя-писателя.
Иоганн - Альберт Иохим умер в 1834 году, 72 года от роду. Петербургский каретный мастер, имя которого сохранили рукописи Пушкина, Гоголя, Адама Мицкевича.
Г. СЕРГЕЕВА, сотрудник Ленинградского городского бюро экскурсий
Дом № 39 по улице Плеханова.
Фото А. Никишина

0 коммент.:

Отправить комментарий