Продажа книг на ALIB.RU

Плюшкин-Хаос на Молоток.Ру

четверг, 18 марта 2010 г.

Смена 1984. Любимый город. «Фрегат, связующий века...»

Смена.1984.Любимый город. АДМИРАЛТЕЙСТВО... Пожалуй, нет в Ленинграде второго здания, в котором бы так зримо отразились традиции. Это не только значительная страница каменной летописи', города, но и своеобразная энциклопедия отечественного флота. Несколько поколений архитекторов внесли свою лепту в его неповторимый облик.
Подойдите к башне Адмиралтейства - ярусами поднимается она вверх. Широкая полоса двадцатидвухметрового барельефа завершает нижним кубический объем здания, его сюжет: «Заведение флота. в России». Присмотритесь к скульптурному полотну: к пирсу на челне-раковине подплывает мифический бог моря Нептун, вручая трезубец встречающему его Петру I. Рядом— Минерва, у ног — властелин огня и металла Вулкан, поодаль — бог торговли и мореплавания быстрокрылый Меркурий. Под деревом, держа в руках рог изобилия, женская фигура, олицетворяющая Россию. А вокруг — морские обитатели: тритоны, наяды, трубящие славу рождающейся морской державе. Поодаль — строительство судов. На щите — изображение герба города — скрещенные якоря, а в глубине, над крепостными стенами, — конусообразно завершенная башня с флагом над ней. Не Кроншлот ли это, ранний форпост на Балтике? Символика, столь типичная для русского искусства XVIII — начала XIX веков, нашла здесь свое классическое выражение: город-верфь, но и город-крепость.» Об этом говорят и молчаливые стражи по углам нижнего куба. Еще выше — статуи, символизирующие ветры, огонь, воду, астрономию. И, наконец, кораблик...

Корабль — над городом плывет —
по облакам, через столетья,
и в парусах грохочет ветер,
лохматя синь балтийских вод.
Тверда петровская рука,
она умела в бурю править...
О наша быль, о наша память —
фрегат, связующий века!..

АДМИРАЛТЕЙСТВО было первой верфью, но и крепостью на берегах Невы. Заложили его осенью 1704 года и уже через год ввели в действие. Место для строительства выбрал Петр I, он и спроектировал здание, названное «Адмиралтейским домом», или «Адмиралтейским двором», следуя московской традиции создания производственных сооружений — Печатный двор, Хамовный двор... Это замкнутая, огороженная территория, открытая в сторону Невы. На «дворе» велось строительство кораблей, а в окружающих зданиях расположились администрация, мастерские, «модель-камора» и библиотека. Со стороны города здание окружали канал И пять земляных бастионов.
Деревянное Адмиралтейство имело деревянную башню со «шпицем» — так уже в первые годы жизни города был найден художественный образ здания. Перестроенное позже в камне Иваном Коробовым, затем — Андреяном Захаровым, оно донесло до нас этот найденный образ, с той лишь разницей, что, утеряв вскоре крепостную функцию, а в середине XIX века — и судостроительную, Адмиралтейство осталось нужным городу, обернувшись к нему лицом с всемирно известной башней, шпилем и корабликом...
ЗА ПРОШЕДШИЕ СТОЛЕТИЯ значительно изменилась территория, расположенная к западу от Адмиралтейства. В петровское время на участке между Невой и Мойкой все было подчинено нуждам рождающегося флота. Здесь была создана система каналов: Адмиралтейский (Прядильный) на месте нынешнего бульвара Профсоюзов, Второй Адмиралтейский (Мастеровой) на месте улицы Якубовича. Между ними располагались Канатный и Прядильный дворы. Далее — каналы в районе Новой Голландии, официально названной так при Петре I: там сушили и хранили корабельный лес. Провоз строительных материалов к Адмиралтейству осуществлялся именно по этому водному лабиринту. К югу располагались слободы кораблестроителей. И все это со стороны Невы декорировалось парадным фасадом жилых домов для знати и специалистов, как русских, так и иноземных (ныне — набережная Красного Флота, бывшая Английская). К востоку от Адмиралтейства располагались палаты адмирала Апраксина, вице-адмирала Крюйса, адмиралтейского советника Кикина, в доме которого с 1714 года разместилась Морская академия, переведенная из Москвы, из Навигационной школы. Здесь жил и сам Петр I, именовавшийся корабельным мастером Петром Михайловым. На берегу Невы. селились его помощники - кораблестроители: Феодосей Скляев, Гаврила Меншиков, Филипп Пальчиков, Иван Немцов, Иван Рамбург... Первым скоростным парусным военным судном, построенным в Адмиралтействе, была шнява «Лизет», заложенная по собственному чертежу Петра и вызвавшая восхищение иностранцев. Вообще при Петре здесь было создано сорок кораблей, а всего за время нахождения верфи — около двухсот пятидесяти. Смоляной двор из противопожарных соображений отнесли на далекую окраину: там варили и хранили смолу, нужную для обработки кораблей перед спуском на воду.
Параллельно Адмиралтейским каналам, ближе к Неве, к западу, проходила дорога к Галерному двору-верфи, где строили малые гребные суда-галеры, образцом для которых послужили венецианские и голландские весельные галеры. И сегодня Красная (бывшая Галерная) улица ведет нас к территории бывшего Галерного дзора. За Ново-Адмиралтейским каналом — вход на ведущее кораблестроительное предприятие Ленинграда — «Адмиралтейское объединение». Здесь, на территории старинной Галерной верфи, создаются современные суда. А теперь оглянитесь: в перспективе Красной улицы вы видите сверкающий шпиль Адмиралтейства — старинная и современная верфи приветствуют друг друга!
Адмиралтейство.Фото А. НикееваТам, где река Охта впадает в Неву, на территории бывшей шведской крепости Ниеншанц, была создана Охтинская верфь: здесь строили небольшие речные суда. Указом от 1 февраля 1721 года сюда были переселены из Каргополя, Вологды, Устюга люди, «привычные к судовой работе». Так положили начало Петрозаводу, которому в этом году исполнилось 263 года... Существовала в Петербурге и Партикулярная верфь, где создавались частные суда для «Невской флотилии». В указе Петра от 1718 года говорилось: «При Санкт-Петербурге и окрестностях его, на морских и речных водах, во время бываемых ветров - и шторме, мог всякий ездить без страху». Принято было в те времена устраивать и традиционные парады «Невского флота». Генеральный план верфи составил архитектор Доменико Трезини: она почти «дословно» повторила характер Адмиралтейства и размещалась на берегу Фонтанки, напротив Летнего сада (между улицей Пестеля, Гангутской улицей и Соляным переулком), Здания располагались буквой «П», открытой к реке, в центре возвышалась башня со шпилем. Здесь находились контора, магазины, сараи, пильные мельницы, стапеля... Вдоль здания и в центре двора были прорыты каналы... От Партикулярной верфи сохранилаь лишь церковь Пантелеймона, на стенах которой укреплены мемориальные доски, напоминающие о победах только что родившегося военно-морского флота при Гангуте и Гренгаме.
МОРСКОМУ ГОРОДУ требовались и гавани для стоянки и хранения судов. Слово «гавань», заимствованное из голландского языка, означало место на воде, при берегах морей озер и рек, имеющее естественную или искусственную защиту от волн. Петербургская гавань первоначально была встественной и располагалась, у северной стены Петропавловской крепости, на Кронверкском канале, — туда на зимовку заходили суда. Однако в 1705 году стали возводить гавани подле острова, которому выпало стать главной базой военно-морского флота, неприступной крепостью — Кронштадту. Здесь же располагались судоремонтные мастерские — в частности, уникальный по конструкций, найденной Петром I, сухой док ремонта подводной части кораблей... «Новый Кроншлот» на заливе, по другую сторону фарватера, представлял собой крепостную башню и бастионную стенку, обрамляющую Внутненнюю гавань. В создании кронштадтских гаваней участвовали капитан Лейн и Трезини, строивший там и пороховые погреба.
Трезини под руководством Петра в 1721 году разработал проект гавани на западной оконечности Васильевского острова — для хранения галер, отчего она получила название Галерной, перешедшее позже на весь прилегающий район.
Это старинное гидротехническое сооружение сохранилось сих пор: пройдя по Наличаличной улице до Шкиперского протока, сверните налево — и через некоторое время перед ми откроется огромный бассейн, по сторонам которого когда-то существовали сараи для размещения галер. Со стороны моря в этот бассейн вел канал, а при входе в него располагались «крон-шпицы», cвоебразные контрольно-пропускные и наблюдательные пункты. Существовал проект обрамления гавани «фортецией», однако он остался неосуществленным. Перестройка гавани в камне началась в 40-е годы XVIII века: к этой рабо-последоаательно имели отношение архитекторы Коробов, Чевакинский, Захаров...
Сегодня Галерная гавань оказалась между зданием Морского вокзала и гостиницей «Прибалтийская» и, как ценнейший памятник морского города, нуждается в реставрации.
В русском языке слово «гавань» — синоним понятиям «пристань» и «причал». Когда вы проходите по невским набережным, обратите внимание на систему чередующихся спусков. Они потомки первоначальных частных гаваней, создание которых вменялось владельцам домов. Указом 1719 года предписывалось «делать гавани таким образом, как делают на Адмиралтейском острову по берегу Б. Невы реки, против дому Федосея Скляева... как покажет архитектор Трезин». Вспомним «гаванец», находившийся перед входом в Летний Дворец Петра I. Существовало еще понятие «буян» — речная пристань. Например, были Тучков буян — со складами, где хранили пеньку; Гагаринский пеньковый буян на Петровской набережной, память о котором хранит Пеньковая улица за зданием Нахимовского училища... Пенька являлась необходимым предметом экспорта.
ВЕЧНО ЖИВЫ традиции Ленинграда — города-порта, города-верфи, города-красавца на древней реке-труженице «при море». Хранят их здания, старинные названия, хранит их память поколений... Наступила 281-я навигация по Неве - река освободилась ото льда, у старинных невских причалов пришвартовались дебаркадеры, на старте — «Метеоры», суда типа «Нева», ожидающие туристов. А ночью под раскрытыми арками невских мостов проходят суда «Волго-Балта». Из Кронштадта в первый рейс после ремонта вышел один из самых больших парусников мира — четырех-мачтовый барк «Крузенштерн». Старинные парусники стали своеобразной эмблемой города: мачтовый «Кронверк» у Петропавловской крепости, модель парусника у гостиницы «Ленинград», кафе «Фрегат», золотистые парусники-сувениры... Более двухсот лет с семидесятиметровой высоты башни Адмиралтейства смотрит на город старинный флагман — «фрегат, связующий века»...
И. ЛИСАЕВИЧ,
кандидат архитектуры
Адмиралтейство.Фото А. Никеева

0 коммент.:

Отправить комментарий