Продажа книг на ALIB.RU

Плюшкин-Хаос на Молоток.Ру

суббота, 20 марта 2010 г.

Смена 1984. Любимый город. На Литейном, 60.

Смена.1984.Любимый город.На Литейном, 60
НА ЛИТЕЙНОМ проспекте, почти у самого Невского, стоит трехэтажный дом № 60, отмеченный двумя мемориальными досками. Одна из них посвящена Владимиру Ильичу Ленину, другая — Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину. Идут мимо дома автомашины и троллейбусы, звенят трамваи, движется сплошной людской поток — это один из самых оживленных перекрестков в городе. А надписи на мемориальных досках переносят в прошлое, напоминая о славных страницах истории русской литературы и революционной борьбы в России.
ВЫДАЮЩИЙСЯ писатель-сатирик Салтыков-Щедрин прожил в этом доме тринадцать лет: с 1876 года до конца апреля 1889-го, до самой смерти. Когда вместе с семьей он поселился здесь, его произведения — «Помпадуры и помпадурши», «История одного города», «Господа ташкентцы», «Дневник провинциала в Петербурге» и многие другие — знала вся мыслящая Россия.Гениальный писатель мгновенно откликался на все животрепещущие вопросы российской действительности, и неудивительно, что современники с нетерпением ждали каждой новой его книги... Широкую известность получила и редакторская деятельность Михаила Евграфо-вича: в 1868 году вместе с Николаем Алексеевичем Некрасовым и Григорием Захаровичем Елисеевым он возглавил один из старейших русских журналов — «Отечественные записки». Под их руководством журнал стал трибуной передовой общественной мысли. С 1878 года — после смерти Некрасова — Салтыков-Щедрин был ответственным редактором журнала. Впоследствии Владимир Ильич Ленин высоко оценил роль «Отечественных записок» в освободительном движении в России.
Квартира писателя находилась на третьем этаже. Окна кабинета и гостиной выходили на Литейный проспект (в то время Литейная улица); найти их легко — пять окон в левой части дома. Окна остальных комнат смотрели во двор... Об этой квартире сохранилось много воспоминаний современников. Все, кто бывал у Салтыкова-Щедрина, отмечали скромность обстановки, особенно кабинета писателя, отличавшегося, по словам одного из сотрудников «Отечественных записок», «уж прямо спартанскою простотою».
Этот дом хорошо знали деятели русской культуры, литераторы — как известные, так и начинающие, передовая студенческая молодежь столицы. Один из современников вспоминал: «Сколько раз, бывало, возвращаясь поздней ночью... случалось мне ехать мимо квартиры Салтыкова и видеть в его кабинете горящую лампу, при свете которой великий сатирик создавал одно из своих бессмертных произведений или своею умелою рукою собирал, объединял и давал жизнь самому влиятельному и популярному литературному органу своего времени! Для него жить значило трудиться на пользу литературы...»
В доме иа Литейном были закончены «Благонамеренные речи», «В среде умеренности и аккуратности», «Господа Головлевы», написаны «Убежище Монрепо», «Круглый год», «За рубежом», «Письма к тетеньке», «Современная идиллия»... Из тридцати двух сказок, созданных великим сатириком, двадцать девять родились здесь. Этот кабинет помнит Тургенева, Достоевского, Островского... Приходили сюда и студенческие делегации, особенно часто после того, как в апреле 1884 года царское правительство закрыло «Отечественные записки». Запрещение журнала явилось тяжелым ударом для ответственного редактора.
Однако Михаил Евграфович продолжал по-прежнему много работать, создавая и «Пестрые письма», и «Мелочи жизни», и «Пошехонскую старину»... Литератор Скабичевский вспоминал о Салтыкове-Щедрине: «...он работал, можно поистине сказать, до последнего вздоха, и было нечто в высшей степени трогательное и величественное в образе изможденного, окруженного лекарствами старца, который не выпускал пера из дрожащих и костенеющих рук и, продолжая выпускать произведение за произведением,умирал в полном смысле этого слова воином на поле битвы».
8 НОЯБРЯ, 1886 года в составе одной из студенческих делегаций у писателя побывали Анна Ильинична и Александр Ильич Ульяновы.
А в 1894 году в этот дом, в квартиру известной в то время прогрессивной общественной деятельницы Александры Михайловны Калмыковой, пришел Владимир Ульянов. (Калмыкова, человек тогда уже немолодой, когда-то принимала участие в деятельности «Народной воли»; а потом здесь стали собираться марксисты. Тесно связанная с ленинской «Искрой», она материально поддерживала газету. Оказавшись за границей, помогала большевистской партии. После победы Великой Октябрьской революции работала в Ленинградском отделе народного образования и в Педагогическом институте имени Константина Дмитриевича Ушинского).
В доме на Литейном находился также магазин и книжный склад Калмыковой. По свидетельству Надежды Константиновны Крупской, Александра Михайловна «очень много делала тогда для издания и распространения популярных, дельных, лучших книг... Но склад Калмыковой служил и другим целям: он был своеобразной явкой...». Местоположение дома как нельзя более подходило для этого — рядом с Невским всегда было многолюдно; кроме того, в нем находились квартиры аптекаря, нотариуса, портного, здесь же размещалась мелочная лавка купца Безпалова, и таким образом приходившие к Калмыковой, сливаясь с многочисленными посетителями дома, не привлекали к себе внимания.
Ленин, по словам Крупской, относился к Калмыковой «с чрезвычайным доверием», советовался с ней по многим важным вопросам: «Владимир Ильич частенько забегал в склад к Александре Михайловне, много говорил с ней о группе «Освобождение труда» — он был тогда самым горячим учеником Плеханова, — Александра Михайловна доставала ему книги, связи...»
Владимир Ульянов вел огромную работу по созданию революционной марксистской партии в России. Калмыкова и Крупская, в то время бесплатно преподававшая в рабочей вечерне-воскресной школе за Невской заставой, помогали ему наладить связи с питерскими рабочими. Бывая у Калмыковой, Ленин делился и своими замыслами в области теоретической работы. «Помню, — рассказывала впоследствии Александра Михайловна, — как Владимир Ильич излагал содержание своей... книги — о росте капиталистического хозяйства в России...» Эта книга, созданная позднее, получила название «Развитие капитализма в России»...
Прошло несколько лет, Ленин возвратился из сибирской ссылки. Вспоминает Калмыкова:
«Тотчвс по приезде в Петербург он должен был прямо с вокзала явиться по начальству, которое объявило ему бы, какой город назначен ему для жительства, и тотчас под конвоем отправило бы его туда. Владимир Ильич решил хоть один день повидать нужных ему людей и уж на другой день явиться по начальству, как только что приехавший. «...Он знал, где он мог в безопасности переночевать, а день провести, — самым удобным представлялась ему моя квартира... Надо было тщательно смотреть, чтобы занавески на окнах во дворе были спущены, так как у окна квартире дворника бессменно сидел шпион, а против ворот на Литейном стоял другой, а на углу Литейного и Невского — третий».
В квартире Калмыковой Ленин провел 24 или 25 февраля 1900 года. На состоявшейся здесь встрече с петербургскими социал-демократами он изложил план издания первой общерусской нелегальной газеты — «Искры», сыгравшей огромную роль в деле создания в России марксистской партии рабочего класса. Тогда в этих стенах Владимир Ильич встретился с Верой Засулич, рбсудив вопрос об участии группы «Освобождение труда» в издании «Искры» и научно-политического журнала «Заря».
А в годы первой русской революции в дворовом флигеле этого дома с января по апрель 1906 года размещались редакция и контора большевистских еженедельных легальных научно-литературных журналов «Наша мысль» и «Библиотека наших читателей». Здесь же с апреля по июль 1906 года находились редакции легальных большевистских газет «Волна», «Вперед», «Эхо», издававшихся под руководством Ленина. Они выходили одна за другой: после того, как царское правительство закрывало одну — появлялась другая, менялось только название. По сути дела, эти издания продолжали «Новую жизнь» — первую легальную большевистскую газету, просуществовавшую немногим более месяца и закрытую правительством. На ее страницах печатались статьи Ленина и Горького, в ней сотрудничали крупнейшие партийные публицисты: Ольминский, Боровский, Луначарский и другие, продолжавшие потом работать и в газетах «Волна», «Вперед», «Эхо». Все постоянно бывали в редакции на Литейном, сюда же приходил и Владимир Ильич, живший в Петербурге на нелегальном положении.
Г. БУНАТЯН,
экскурсовод Ленинградского городского бюро экскурсий
Редактор Т. ФЕДОРОВА
Воскресенье, 8 июля 1984 г., Не 157 [17807]

0 коммент.:

Отправить комментарий